Далее расскажем, как человек реагирует на различную цветовую температуру света и соответственно, как это используется в освещении вообще, и в классической архитектурной и ландшафтной подсветке, в частности. Остановимся на белых оттенках, так как цветные в освещении встречаются гораздо реже.
Температура света влияет на психологическое состояние человека, создаёт определённую атмосферу в помещении, активизирует работу организма или, напротив, расслабляет.
Теплый свет расслабляет и создает атмосферу уюта, а более холодные тона помогают организму концентрироваться и настраивают на рабочий лад. Поэтому жилые помещения рекомендуется оборудовать небольшими и низкотемпературными «теплыми» световыми приборами, а в нежилых устанавливать более крупные светильники нейтрального «белого» света, так как они оптимальны для рабочего процесса, помогают ему сконцентрироваться, ускоряют реакцию и рабочие процессы организма. Хорошо выбирать источники излучения именно от 3500 K до 5600 K, с белым или нейтральным светом, с чуть синеватым оттенком.
Установка в рабочем пространстве светильников холодного белого света с диапазоном, близким к 6500 K приведет к быстрой утомляемости и снижению работоспособности. Но холодный оттенок необходим там, где желательна периодическая концентрация внимания, например, смотровые кабинеты, операционные, ювелирные салоны и другие магазины.
Итак, теплый свет помогает нам расслабиться, забыть о дневных заботах и подготовиться ко сну. Холодный же, наоборот, держит нас в тонусе, заставляет быть бодрее и энергичнее.
Именно поэтому для
архитектурного освещения частных домов рекомендуется использовать теплое белое свечение, он более спокоен и комфортен человеческому глазу, а холодному отдают предпочтение коммерческие объекты, он резче, ярче, больше привлекает глаз, но и усталость от него больше. Современная урбанистика отдает предпочтение теплой архитектурной подсветке, в диапазоне 2700-3000 градусов Кельвина.
В архитектурном освещении важен еще и цвет фасада. Например, теплые источники света плохо работают на «холодных» фасадах – в этом случае к ним рекомендуется подбирать более холодный свет, около 4000-5000 К, универсальным будет и нейтральный белый свет или использование соответствующих поверхности тонов. Так для натуральных деревянных оттенков больше подходит теплый свет, а для металлических — холодный.
Что касается
ландшафтного освещения, подсветки деревьев и другой растительности, то здесь лучше использовать теплые оттенки, которые максимально подчеркивают естественную зелень, а холодные наоборот сделают живое растение восковым или ненастоящим. А вот дороги и проезжие части наоборот часто освещают в холодных оттенках, не с целью освещения окружающих зеленых красот, а с целью максимальной концентрации внимания на дороге.
В целом и в архитектурном, и в ландшафтном освещении результат должен стремится к цели, к тому, какую атмосферу хочется создать подсветкой. Сам объект, его предназначение в обществе, конкретный дом, его архитектурный стиль и настроение собственников многое могут подсказать светодизайнерам, но их опыт и фантазия будут решающим фактором, мы только рассказали какими методами можно достичь различных эффектов.
Компания
OGNImo разрабатывает концепцию освещения с нуля, готовя визуализацию и проект подсветки по фотографии, просто пришлите фотографию дома или здания в WhatsApp.